Версия для печати Отправить на e-mail

Команды для дрессировки собак

 

Команды собакам. Когда и как проводить дрессировку вашего щенка, чтобы он вырос воспитанной собакой.

 

Обучение команде "Фу!"

 

Щенок всегда будет совершать большое количество нежелательных для Вас действий, и, чтобы шалости не вошли в привычку, щенок должен знать команду «фу».

Приучать к этой команде нужно с 2-месячного возраста. Эту команду, как и все другие, собака должна выполнять мгновенно. Команду “фу” подают резким и строгим голосом, выражающим недовольство хозяина. Одновременно она сопровождается легким ударом прутика или специальной плеткой.

Нельзя бить рукой или поводком, ведь ваша рука для щенка - символ ласки, а поводок предназначен для прогулки.

Если Вы будете бить щенка поводком, то не сможете пристегнуть щенка: питомец будет его бояться. Выработку этой команды нужно сочетать с пресечением запрещенных щенку действий. Строго и внимательно следите за своим щенком. Команда “фу” - резкая и отрывистая, таким же должно быть физическое воздействие (достаточно ощутимым, но не калечащим щенка).

Щенки и взрослые собаки обычно подбирают различные отбросы на земле, но не от голода, а от врожденной потребности.

Таким способом собаки в прошлом отыскивали себе пищу. Подбирание отбросов ведет к тяжким последствиям.

Бороться с этим нужно уже в раннем детстве, одновременно с отработкой команды «фу» отучить щенка от подбирания с земли различных отбросов можно различными способами.

К примеру: перед прогулкой постороннее для щенка лицо раскладывает в установленных местах несколько кусочков мяса, посыпанного хиной, перцем или другим горьким, но безвредным снадобьем. Во время прогулки нужно спровоцировать щенка схватить отброс; этот “гостинец” щенку явно не понравится. Такой урок нужно повторить несколько раз, меняя место расположения, качество и вкус приманки.

Другой способ - почти такой же, но лакомство дается без горькой приправы. Ее заменяет прутик, которым хозяин ударяет щенка, если тот подбирает лакомый кусочек. При этом удар должен соответствовать размерам собаки и наноситься по крупу. Одновременно произносится команда “фу”.

Запрещающая команда нужна, прежде всего, для безопасности собаки и окружающих.

 

Обучение команде "Ко мне"

 

 Щенка следует приучить к команде "Ко мне!" в первую очередь. Подзовите к себе малыша, назвав кличку и добавив радостным голосом "Ко мне!". Если щенок подошел сразу - дайте маленький вкусный кусочек и погладьте его. На улице команда должна звучать часто и подкрепляться каждый раз вкусным кусочком. Поощрение должно происходить сразу, это значит, что в момент подачи команды кусочек должен находиться в руке хозяина. Поощрять следует не за любой подход к хозяину (не гладить, не давать кусочек), а только в случае подхода по команде.

Второй метод заключается в том, что если собака не подходит на зов хозяина, хозяин делает вид, что уходит от нее. Собака не любит оставаться в одиночестве и пойдет за своим хозяином. Сразу же поощрите собаку, дайте кусочек, похвалив и погладив.

 

Обучение команде "Сидеть! Место!"

 

  1.  Научить собаку сидеть и оставаться на месте - очень хороший прием для начальной дрессировке, который может уберечь ее от попадания под машину и стать основой дальнейшей работы. Посадив собаку командой "Сидеть!", поместите ладонь у нее перед носом.
  2. Не опуская руки, дайте команду "Место!" и встаньте лицом к собаке. Крепко держите поводок с рыбкой цепочкой и будьте готовы дернуть, когда собака захочет уйти. Если она встала, начните все сначала.
  3. Когда собака поймет, что вы от нее хотите, положите поводок и понемногу отходите. Не забывайте держать руку поднятой, чтобы собака ее видела, и повторяйте "Место!" столько раз, сколько понадобиться. По мере освоения приема увеличивайте дистанцию. Занимайтесь понемногу, чтобы не переутомить собаку и не устать самому.

Обучение команде "Лежать! Место!"

 

  1. Приучив собаку садиться и оставаться на месте, легко перейти к следующему приему. Усадите собаку и заставьте ее лечь, толкая передние лапы вперед.
  2. Когда собака ляжет, скажите негромко "Лежать!". Если собака пытается встать, повторите "Лежать!" и тут же "Место!" - для подкрепления предыдущей команды. Старайтесь не подталкивать лапы собаки слишком сильно.
  3. Когда собака легла, встаньте перед ней и, держа руку перед мордой, дайте команду "Место!", если она пытается встать. Отходите, продолжая давать четкий сигнал жестом.

Обучение команде "Рядом"

 

  1. Молодая собака, тянущая за поводок, слишком привычная картина, говорящая о том, что хозяин пропустил время, когда надо было пользоваться рывковой цепочкой.
  2. Собака, правильно освоившая прием движения рядом, должна предвидеть действия хозяина. Она знает, что за легким рывком поводка может последовать команда "Сидеть!" или остановка на краю тротуара.
  3. Если собака норовит отстать, ее отучают от этого с помощью рывковой цепочки: когда собака держится рядом, цепочка свободно висит; когда же она упирается, цепочка затягивается.

Обучение команде "Поворот"

 

  1. Когда собака движется с вами рядом, похлопайте рукой по бедру, чтобы привлечь внимание собаки, и поверните направо, повторяя "Рядом!".
  2. Начинайте обучать свою собаку поворотам направо и налево только после того, как она научилась двигаться рядом и предугадывать ваши намерения, движения.
  3. Поворот налево сложнее, так как она как вы рискуете отдавить собаке лапу, повернув в ее сторону. Начинайте с замедленного движения.

Обучение команде "Барьер"

 

Преодоление препятствий.

  1. Чтобы научить собаку прыгать через барьеры, начните с легкого и безопасного - бревна или низкой стенки. Надев рывковую цепочку с поводком, дайте команду "Сидеть!" и перейдите на другую сторону препятствия. Чтобы уговорить собаку прыгнуть, похлопайте по препятствию и прикажете "Ап!" или "Барьер!"
  2. Когда собака прыгает, цепочка должна висеть свободно. Если собака упрямится, тихонько потяните ее, а когда она переберется через препятствие, расхвалите ее за это. Когда собака приобретет уверенность, перейдите к прыжкам без поводка и оставайтесь на той же стороне, откуда она прыгает.

Обучение команде "Голос"

 

  Я считаю, что приучение собаки подавать голос нужно начинать с ее раннего возраста, поощряя естественную голосовую реакцию щенка на события, происходящие вокруг него. Не стоит пропускать лай мимо ушей, не обращать на него внимание, или даже устанавливать запреты и наказания за такие “шумы“. Ведь тогда этот “шум“ может стать неконтролируемым и проявится эта неприятность в самый неподходящий для этого момент, по “закону подлости“!

Кроме того, взрослая собака караульной службе оповещает лаем о приближении постороннего, в розыскной - лает при обнаружении укрывающегося человека, тяжелых или высоко подвешенных вещей, что очень важно и полезно.

А уж если Ваша собака готовиться стать поводырем или часто сопровождает детей, то без этой команды Вам не обойтись.

Поверьте моему опыту, откладывать обучение, заострять внимание на других, отдельно взятых командах, неверно, нужно проводить дрессировку в комплексе, хотя и подходить в командам в последовательности - от простых и естественных к сложным и специальным.

Команда “Голос!“ считается естественной и не относится к сложным навыкам. К отработке этого приема я советую приступить после выработки у собаки навыков на команды “Сидеть“, “Лежать“ и “Апорт“, не забывая, однако, о том, что “повторение - мать учения“.

Как всегда, в начале определим условные и безусловные раздражители.

Условные раздражители - команда “Голос“ и жест - покачивание влево и вправо согнутой в локте и поднятой на уровень головы правой рукой (ладонью вперед).

Безусловные раздражители - лакомство, апортировочный предмет, помощник дрессировщика.

Для обучения команде “Голос“ Вы можете использовать несколько приемов: на лакомство, на апортировочный предмет, на дразнящего помощника, на уходящего от привязанной собаки дрессировщика, методом подражания.

Самый надежный и основной способ - первый, когда рефлекс вырабатывается на лакомство.

Посадите собаку перед собой, придерживая ее поводок ногой, чтобы собака не вертелась. Лакомство возьмите в правую руку и дайте его понюхать собаке, затем, отведите руку в сторону или вверх и подайте команду “Голос!“. Вот тут и пригодился Вам поводок - он не позволяет собаке дотянуться до лакомства и она начинает лаять, что нам и требовалось. И как только это произошло, то есть, собака залаяла, подала голос, сразу же поощрите ее лакомством и ободрительным возгласом “Хорошо!“.

Следующий способ - на апортировочный предмет.

По моим наблюдениям этот метод наиболее удачно применяется, если собака успешно выполняет команду “Апорт“ и дрессировка, обучение этой команде проходила легко и с видимой заинтересованностью собаки.

Для начала возбудите собаку апортировочным предметом, держа его так, чтобы собака видела, но не могла достать предмет. Затем подайте команду “Апорт“, по которой собака должна потянуться, чтобы взять предмет. В этот момент проявите чудеса изворотливости и не допустите, чтобы собака все же смогла схватить апортировочный предмет, тогда она начнет лаять. В этот момент подайте команду “Голос!“ и отдайте предмет собаке всего на 10-15 секунд, после чего нужно забрать его и поощрить ученика /или ученицу/ лакомством.

Как вариант изложенного метода можно использовать подвешивание апортировочного предмета на дерево. Предварительно заинтересуйте собаку этой вещью, а потом, подвесив ее, показывайте на нее и подавайте команду “Голос!“, сопровождая ее соответствующим жестом. Поощряйте собаку, пока она и без лакомства уже начнет выполнять команду.

Если у вас злобная собака, то я могу порекомендовать способ с поддразниванием. Для этого дрессировка должна проходить в присутствии помощника или Вашего друга.

В этом случае к дрессировщику, держащему собаку на коротком поводке, приближается помощник и начинает дразнить ее. Собака стремится напасть на помощника, но короткий поводок мешает этому. Собака возбуждается и начинает лаять. При активном лае собаки ее поощряют поглаживанием, повторяя команду “Голос“.

Если у Вас не взрослая собака, а щенок и Вы мудро решили начинать приучать его к команде “Голос!“ с младых ногтей, то примите от меня еще несколько рекомендаций.

Щенки часто начинают лаять, если в комнату входит посторонний или кто-то стучит в дверь и во многих других подобных случаях. Так вот, именно на этом этапе, на таком вот начальном уровне и следует начинать подавать команду “Голос!“ в тот момент, когда щенок залаял, не забывая подкреплять это лакомством. В результате, собака быстро усваивает взаимосвязь между ее действиями и вашими словами.

Когда первоначальный условный рефлекс на команду “Голос“ и жест выработан, лакомство дают периодически, постепенно заменяя его восклицанием “Хорошо“ и поглаживанием.

Чтобы усложнить задание добивайтесь, чтобы собака подавала голос из различных положений (стоя, сидя, лежа), находясь на различных расстояниях от Вас, при различных по силе и характеру отвлекающих раздражителях.

Я считаю навык выработанным, если собака из любого положения, при любой обстановке безотказно и четко реагирует активным лаем на первую команду и жест дрессировщика, находящегося на расстоянии 15 метров.

Приведу несколько наиболее часто встречающихся ошибок: излишнее увлечение упражнениями по вызову лая, вследствие чего собака привыкает лаять без команды;
-многократное повторение команды до проявления лая, в результате чего собака на первую команду не реагирует;

Искренне желаю удачи и терпения Вам и Вашей собаке на тренировочной площадке!

Обучение команде "Апорт"

 

Апортировка является одним из сложнейших упражнений при внешней простоте и незамысловатости приема.

Сложности: чередование возбуждения и торможения за относительно небольшое время. В течение нескольких минут собака испытывает резкую и неоднократную смену противоположных состояний. Для собаки с недостаточно уравновешенными процессами это становится очень серьезным испытанием.

Ставя этот прием в щенячьем возрасте игровым методом, мы усиливаем процессы возбуждения, которые потом приходится тормозить, а общеизвестно, что переучивать всегда труднее, чем учить, и результат в таком случае хуже. Мы дразним собаку предметом, "оживляем" его. Снабжаем привлекательными для собаки запахами (кость в тряпочке, натирание предмета мясом или т.п.) т.е. превращаем предмет в "добычу". Да, тем самым включается безусловная программа преследования и схватывания, но она имеет столь же безусловное продолжение - это убивание и пожирание добычи, именно отсюда игра собаки с предметом, стремление убежать с ним, лечь и грызть и т. д. Кстати, у охотничьих собак четко разделены эти стадии. Борзая догоняет и схватывает, убивает добычу, но не апортирует; легавая ищет и подает, но убивает охотник; лайка выслеживает и или вступает в схватку, но не подает или подает убитую охотником дичь; гончая идет по следу, но не касается убитого зверя и т.п. этим предотвращается трепание и пожирание дичи.

Мне представляется разумным при подготовке спортивной собаки использовать следующую методику, в основе которой лежит дрессировка полицейских собак в Германии в к. XIX - н. XX веков, описанная Робертом Герсбахом.

Игры щенка с палками, игрушками, мячом и т. п. необходимы для его развития и запрещать их глупо. Но: употреблять в играх любые слова, кроме нормативных команд: "принеси", "подай", "плюнь", "оставь" и т.п. но не "апорт" и "дай". Т. к. собака слишком плотно соединяет свои действия со звуковым сигналом.

На время обучения апортировке желательно прекратить все игры с предметами, чтобы случайно не сбить собаку неудачно поданной командой.

 

1-я стадия.

 

Отработка до полного автоматизма навыков движения рядом, поворотов на месте и в движении, выдержек в любом положении до 5 минут.        Неавтоматизированный прием в момент выполнения концентрирует внимание собаки на этом приеме, что блокирует другие центры. Так при обходе и посадке собака роняет предмет, при выборке необходимость взять предмет блокирует дифференциацию по запаху, и т.п.

 

2-я стадия


а) Собака в исходном положении: сидит у ноги (в дальнейшем и. п.). Дав команду "апорт", собаке открывают пасть, нажимая левой рукой на верхние губы у клыков, и правой рукой вкладывают предмет, левой рукой поддерживают нижнюю челюсть собаки, не давая выплюнуть предмет. После 2-3 секунд выдержки дают команду "дай", разрешают собаке разжать зубы и забирают предмет.
Герсбах рекомендует первым предметом предлагать собаке руку дрессировщика в кожаной перчатке. Кожа не вызывает у собаки неприятных ощущений, а дрессировщик ощущает, насколько плотно держит собака. Разумеется, возможны другие варианты, но первый предмет должен быть приятен собаке и не вызывать жевательных и глотательных движений.
Обязательно выдерживать паузу между прикосновением к предмету и командой "дай".
б) Собака по команде открывает пасть и берет различные предметы, держит их и отдает по команде. Предупреждать (легким шлепком по нижней челюсти) попытки жевать или самовольно бросать предмет.
в) выдержка с предметом в пасти доводится до 5 минут.
г) Собака с предметом в пасти выполняет движение "рядом", повороты на месте и в движении.
д) Собака подзывается с выдержки, выполняет прием "ко мне" с предметом в пасти.

 

3-я стадия

 

а) Предмет подносится к морде собаки так, чтобы для выполнения команды "апорт" ей пришлось вытянуть шею и взять предмет. Команде предшествует выдержка!
б) Предмет кладется перед собакой.
в) Предмет выбрасывается перед собакой.
г) Постепенно увеличивается расстояние и выдержка. При этом постоянно повторяются упражнения в), г), д) из 2-й стадии. Меняются предметы, их форма, вес, фактура.

 

4-я стадия (переходная к выборке)

 

а) Предмет кладется в место, где собака должна найти его по запаху (трава, снег и т.д.)
б) Поиск предмета с нужным запахом. Сначала предмет дрессировщика предварительно выкладывается (собака не должна видеть куда) и после небольшой выдержки собаку подводят и пускают примерно с 2-х метров.
Потом предмет дрессировщика так же предварительно выкладывается среди аналогичных предметов. При этом можно отрабатывать поиск и последовательное обнюхивание предметов в различных раскладках (в линейку, конвертом, вразброс и т. п.)

 

Когда последовательное обнюхивание и подача отработаны до автоматизма, вводится посторонний запах.
Т. о. дифференциация запаха становится единственным осложнением для собаки, и собака может на нем сконцентрироваться.

 
< Пред.   След. >