Версия для печати Отправить на e-mail

Способы разрешения некоторых проблем, связанных с агрессивным поведением

Собака сопротивляется, рычит или кусает владельца или членов семьи при попытках заставить что-либо сделать или помешать что-либо сделать


Возможные причины:
• собака обладает высоким иерархическим статусом;
• у собаки выработана инструментальная агрессия;
• прошлые манипуляции с Собакой приводили к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия);
• при попытках помешать сделать что-нибудь может проявиться переадресованная агрессия.

Способы коррекции поведения::
Самым простым способом (им, кстати, пользуются очень многие) является Метод 11 (устранение мотивации). То есть вы просто избегаете конфликтных ситуаций и мирно сосуществуете с собакой.
Если собака при манипуляциях с ней ограничивается только сопротивлением или рычанием, будьте тверже и просто заставьте ее подчиниться.

Если собака в таких ситуациях уже привыкла атаковать, еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел "Коррекция иерархического поведения").

Во избежание укусов перед какими-либо манипуляциями и в других прогнозируемо конфликтных ситуациях одевайте на собаку намордник (метод устранения возможности совершения нежелательного поведения). Но собакам намордники очень не нравятся и многие из них активно сопротивляются при попытке его надеть. Поэтому сначала научите собаку спокойно относиться к наморднику.


Приучение собаки к наморднику
Намордник на собаке позволит вам чувствовать себя более уверенно при конфронтации с ней и при всех видах нежелательного агрессивного поведения поможет избежать серьезных последствий.
Особое внимание уделите выбору намордника. Намордник должен быть легким, свободным, позволяющим собаке открывать пасть и высовывать язык, гигиеничным и не травмирующим собаку и окружающих. Всем этим требованиям отвечают намордники из достаточно толстой кожи, которая хорошо сохраняет форму, и в то же время позволяет наморднику быть эластичным. Металлические намордники хороши на вид, но при ударах головой могут травмировать как ударяемого, так и ударяющего. Если вероятность нанесения укусов велика, приобретите "глухой" (не из полосок, а из лоскутов кожи) намордник, надежно фиксирующийся на голове собаки. Тесный намордник носить собаке также неудобно, как и человеку, тесную обувь или одежду.
Намордник должен стать для собаки предвестником очень важных и приятных событий и тогда собака не только позволит его надевать, но и будет спокойно переносить его на своей морде.
Что может нравиться вашей собаке? Вероятно прогулка, ваша ласка, пища и игра с другими собаками. Нужно сделать так, чтобы то, что очень нравится собаке, она получала только с надетым намордником. Чтобы приучить собаку к наморднику, вам понадобится от одной до трех недель. Срок определяется вашей настойчивостью, последовательностью и упрямством вашей собаки.
Если использовать в качестве положительного подкрепления прогулку, выходите на улицу только с ним и никогда - без него. Для начала, надев намордник, быстро спускайтесь во двор и сразу снимайте его. Затем постепенно увеличивайте время ношения намордника и несколько раз за прогулку надевайте и снимайте его.
Если собака активно пытается снять намордник, а угрожающая интонация и отвлекающие рывки поводком или команды, требующие альтернативных действий ("Рядом!", "Сидеть'", "Лежать!"), не помогают, снимите намордник и отругайте собаку, можно даже слегка шлепнуть, затем снова наденьте и сразу смените гнев на милость, как можно более радостно похвалите собаку. Или пойдите навстречу собаке, помогите снять намордник и тотчас же вернитесь домой или в подъезд. Постойте там 2-3 минуты, произнесите самую любимую команду "Гулять!", наденьте собаке намордник и выйдите во двор.
После утомительных занятий по дрессировке отпускайте собаку на радостный для нее перерыв только в наморднике. То же самое касается и игры с другими собаками.
Если у вашей собаки уже отработан до совершенства какой-либо навык, например движение по команде "Рядом!", можно надевать намордник и на время выполнения этого приема, пресекая попытки снять его исполнительной командой.
По мере усвоения собакой каких-либо общедисциплинарных навыков, приучайте к ним собаку в наморднике.
Если ваша собака обожает внимание и ласку, дождитесь, когда она очень захочет этого, наденьте на нее намордник и вволю потискайте. Но, сняв намордник, тут же перестаньте обращать на собаку внимание. Постепенно увеличивайте паузы между надеванием намордника и началом ваших ласк. Со временем интенсивность ласк уменьшайте, а продолжительность тисканья увеличивайте.
Пожалуй, самым трудным при приучении собаки к наморднику является процесс надевания. Если собака не очень агрессивна, просто действуйте смелее и тверже. Если есть опасность быть покусанным, сделайте вот что. Не покормите собаку в течение дня, после чего превратите намордник в миску. Кладите по кусочку в намордник и скормите собаке завтрак или ужин. Думаю, двух-трех таких кормлений будет достаточно. И в очередной раз сделайте вид, что кладете кусочек в намордник (но не кладите!). А после того, как собака сунет морду в намордник и ничего там не найдет, дайте ей кусочек с руки. Потом сами на секунду (и не больше!) наденьте на собаку намордник и тотчас же дайте кусочек. Очень постепенно увеличивайте время нахождения намордника на морде собаки. В то время, когда собака находится в наморднике, можно подкармливать ее через намордник, постепенно увеличивая паузы между подкормками. Когда собака будет спокойно находиться в наморднике 2-3 минуты, снимите его и поставьте перед ней миску с горстью корма. Повторите это 2-3 раза. На этом этапе вашей задачей является формирование у собаки понятия:
прежде чем поесть, нужно посидеть в наморднике. При этом прекратите подкармливать собаку в наморднике и увеличивайте время до предъявления миски.
Для более эффективного приучения собаки к наморднику можно использовать одновременно все упражнения, описанные выше.
Когда приучите собаку к наморднику, постарайтесь, чтобы она как можно чаще и подолгу находилась в нем. Если вы будете надевать на собаку намордник непосредственно перед неприятными для нее манипуляциями, то рискуете сформировать связь: "Надели намордник, щас в уши полезут, щипать начнут и т.п. Во всем виноват намордник! Без него в уши не лазят". Не давайте собаке выявить такую закономерность.
Если не помогают вышеописанные приемы приучения к наморднику, вам остается использовать более жесткие способы с применением удавки или электрошокового ошейника. Но для этого обратитесь к инструктору по дрессировке.
Метод устранения возможности совершения нежелательного поведения может быть полезен в следующем случае.
Собака реагирует агрессивно, когда во время прогулки ее пытаются отдернуть от пищевых продуктов, мешают погнаться за кошкой или подраться с собакой
Для этого приобретите черенок для лопаты и отрежьте от него кусок около полутора метров. Ближе к одному из концов отрезанного куска просверлите отверстие и при помощи надежного шелкового шнура или металлической проволоки закрепите карабин. У вас получится "твердый" поводок, с которым может быть гулять и не очень удобно, но зато удобно управлять собакой, оставаясь в целости и сохранности. Если при этом вы замените обычный ошейник на удавку, то сможете потребовать от собаки большего. Например, садиться по команде при появлении собаки или кошки.
При помощи такого "твердого" поводка вы легко удержите на расстоянии агрессивно настроенную собаку. А если она и будет кусать черенок, ее зубам ничего не грозит.
Рассмотрим использование других методов при коррекции поведения в случае, когда...
Собака сопротивляется при осмотре, расчесывании, стрижке, обработке глаз, ушей, лап и ранок
Многие собаки не любят, когда им осматривают глаза, уши или подушечки лап. расчесывают, вычесывают колтуны или стригут. Но некоторые из них просто вырываются, убегают и прячутся. Другие же рычат, а есть такие, которые и кусают. Часто такое же поведение собаки демонстрируют и по отношению к ветеринарному врачу.
В общем, догадаться нетрудно, почему они это делают. Ветеринарные или гигиенические процедуры часто приводят к болевым или неприятным ощущениям. А кому же это понравится?
Наши дети тоже часто возмущаются, когда мы умываем их, расчесываем, стрижем или заставляем чистить зубы. Да и взрослые люди без всякого восторга посещают стоматолога. Но взрослые убеждают себя, что это необходимо и идут в поликлинику. А детей мягко, терпеливо и настойчиво приучают к совершению гигиенических и терапевтических процедур. Вот то же самое нужно сделать и по отношению к собаке.
Сначала нужно научить собаку терпеливо относиться к тому, что вы просто касаетесь (и не более того) бесценных для нее частей тела. Если вы докажете собаке, что это важно прежде всего для нее (!), полдела будет сделано.
Выберите время, когда и вы, и собака в хорошем настроении. Многие собаки испытывают такое состояние после того, как отобедали и устроились подремать. Можете сделать то же самое, а дремоту заменить банкой пива или, например, мороженым, в зависимости от возраста и пристрастий. Вздохните поглубже и начинайте...
Присядьте рядом с собакой и начинайте ее гладить. Говорите ей всякие ласковости, расскажите ей, какая она замечательная, вредная и противная. Оглаживайте всю поверхность тела. Попробуйте немного повернуть собаку и снова оглаживайте. Касайтесь и тех мест, которые в другой ситуации собака оберегает.
Оглаживая собаку, все чаще возвращайтесь к особо ценным местам и все дольше их массируйте. Но не торопитесь. Докажите собаке, что эта процедура является условием получения удовольствия.
Если вы на самом деле хотите исправить положение. найдите время для таких упражнений. Собакам очень нравится, когда их гладят. Им очень нравится внимание со стороны лидера стаи. Это и является положительным подкреплением контакта вашей ладони с бесценными для собаки местами.
Некоторые собаки уже через неделю такого "лечения" сами начинают подходить к владельцу и протягивать столь оберегаемую ранее лапу: "Ну, давай, тискай!"
Если вы каждый день утюжили собаку ладонями, через недельку попробуйте взять в руки щетку. Она должна быть мягкой. И снова не торопитесь. Оглаживая собаку, время от времени проводите в разных местах щеткой и снова оглаживайте собаку. Не забывайте во время процедуры ласково разговаривать с ней. о каких-нибудь глупостях. Цель этого мероприятия доказать собаке, что появление щетки в ваших руках является сигналом к началу неземного' блаженства. И пользуясь доверчивостью собаки, с каждым сеансом все дольше и дольше орудуйте щеткой. Точно так же приучают собаку и к расческе.
Если во время оглаживания собака попытается встать, не давайте ей этого сделать - начинайте интенсивно, с некоторым давлением поглаживать шею, не позволяя собаке поднять голову. Собака-то встает сначала головой. Повторяйте, но уже твердым голосом "Лежать!", а второй рукой почесывайте живот или оглаживайте те места, массаж которых доставляет собаке наибольшее удовольствие. Еще с минуту тискайте собаку и отпустите какой-нибудь командой. От занятия к занятию постепенно увеличивайте время поглаживания, доказывая собаке, что вы управляете ее поведением.
Некоторые собаки очень не любят тримминговочные столы. Вернее, не столько столы, сколько связанные с ними манипуляции. То есть вид стола для собаки говорит: "Сейчас схватят, поставят и будут больно расчесывать. стричь и щипать!". Поэтому первой задачей владельца столобоязненной собаки является разбить этот стереотип.
Для этого как можно чаще ставьте собаку на стол и хвалите, гладьте, массируйте, тискайте, подкармливайте и кормите собаку. Сделайте стол самым приятным местом для собаки. Если вы этого добьетесь, приучите собаку, стоящую на столе, спокойно относиться к щетке и расческе. И уж после этого берите в руки ножницы или машинку. Не торопитесь, несколько занятий просто щелкайте ножницами или держите работающую машинку рядом с собакой. Но будьте настойчивы, последовательно и упрямо увеличивайте сеансы и все более серьезно расчесывайте и стригите собаку.
Если собака рычит или щелкает зубами, не сдавайтесь. Прикрикните на нее! Еще немного порасчесывайте и отпустите собаку. Но минут через 20 снова пригласите собаку и повторите процедуру.
Естественно, и для собак главная задача - оставаться живой и здоровой. Если соблюдены эти условия, все остальное приложится. Поэтому когда происходит нечто необычное, надо плюнуть на все и выяснить, что таит в себе это необычное. На этом эффекте основан метод коррекции поведения с помощью ориентировочного торможения (Метод 7). При этом, как только собака проявляет агрессивное поведение, вы или ваш помощник, которым может быть член семьи, должны воспроизводить что-нибудь ну очень необычное: грохот, звук автомобильной сирены, сильный визг, звук выстрела (например, детского пистолета), яркую вспышку света и т.п. Если вы будете последовательны и изобретательны. Собака со временем поймет, что ее агрессивное поведение является сигналом к появлению чего-то необычного, а это нравится очень немногим собакам.
Использование отрицательного подкрепления (Метод 4) заключается в том, что агрессивное поведение собаки приводит к неприятным для нее последствиям. Например, отрицательным эмоциям, связанным с дискомфортным состоянием, неприятным или болевым ощущением.
Если говорить о дискомфортном состоянии и отрицательных эмоциях, то во многих случаях помогает обычная вода. Держите под рукой детский водяной пистолет, бытовой распылитель воды, клизму, большой пластиковый шприц или просто стакан с водой. При любом проявлении агрессии брызгайте водой в морду собаке, стараясь попасть в нос или глаза. Если обычная вода не помогает, можно добавить на стакан воды чайную ложку лимонного сока (но ничего другого!). В запущенном случае рекомендуют пользоваться каким-либо дезодорантом. Но тогда брызгайте в нос и рот.
Что касается болевых ощущений, то молодых и некрупных собак победить нетрудно - их просто нужно приподнять над землей за шиворот на строгом ошейнике или на удавке. Подождать, пока пройдет приступ агрессии, опустить, похвалить и снова воспроизвести ситуацию? которая ранее привела к агрессивной реакции собаки. И так до тех пор? пока агрессия не исчезнет.
Если собака уже вас победила, и вы ее боитесь, если она физически сильнее вас, обратитесь за помощью к инструктору-дрессировщику. Давать заочные советы в такой ситуации просто опасно.
В некоторых случаях может быть полезной выработка несовместимого поведения (Метод 8), например, когда собака проявляет агрессию при попытках согнать ее с дивана. При этом подразумевается, что кусать вас и выполнять какую-либо деятельность одновременно невозможно. Отведите собаке. Определенное место в квартире как ее "место". Перейдите на 5-6-разовое кормление без увеличения объема пищи и кормите собаку только после того. Как она придет и посидит (или полежит) на своем "месте". Но для этого необходимо научить собаку приходить на свое "место" и оставаться там.
Если ваша агрессивная собака кобель, то снизить агрессию поможет кастрация (Метод 13). Считается, что стерилизация сук в аналогичных случаях бесполезна. В прогнозируемых ситуациях показано применение аналгетиков или транквилизаторов. Но использование любых лекарственных препаратов, снижающих возбудимость, агрессивность или болевую чувствительность собак, следует проводить только по рекомендации и под наблюдением ветеринарного врача.

Собака агрессивна к юным членам семьи
Возможные причины:

1. Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи. Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи-стаи. Это выражается в том. Что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. "Ревность" собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером "стаи", может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.
С точки зрения собаки, маленький ребенок это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли - роли ребенка - типичного субдоминанта. Должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение. В то время как дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место.
Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи.

2. У собаки выработана инструментальная агрессия
Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить ласковыми словами, поглаживанием или подкармливая. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны (!). Или возможна следующая ситуация. Собака лежит на ковре. К ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали - рычи!

Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком.

3. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия)
Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары. Подростки могут чрезмерно "наказывать" собаку в процессе ее воспитания или дрессировки.
Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления.
Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых
ощущений.

4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация)
То есть опыта общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так
и оборонительное поведение.
На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное поведение.

С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.


5. Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами, Например, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разрешения конфликта. Например, если мы постоянно шлепаем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом. 

6. Переадресованная агрессия
Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы не испытываем положительных эмоций. Когда по каким-либо причинам мы не в состоянии ответить аналогичным образом на оскорбительное замечание начальника, мы тоже радости не ощущаем. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы корректируем свое состояние, переадресуя свою агрессию (она может проявляться в виде раздражительности, занудства, мелочности, придирчивости и т.п.) по отношению к членам нашей семьи. Точно также поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка - большая разница. В первом случае рискуешь получить по уху, а во втором успех обеспечен.

7. Конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами
Нужных и важных вещей всегда недостает, их всегда мало. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване - все это ограничено в количестве и по площади.
Часто собаки уважают право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку, она твоя. Бросил на пол - ничья. Сидишь в кресле - твое кресло. Ушел - "всехнее". Отобрать игрушку - грабеж' Значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла - а как же право первенства?! Вот и конфликт!
А если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причино-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе потребностей жизнеобеспечения. А неудовлетворение этих потребностей приводит к смерти. Следовательно, ребенка. Как причину несчастий, надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся. 

Коррекция поведения
Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел "Коррекция иерархического поведения"). Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт.
Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархического статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Собака должна находиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте собаку выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не только командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте, таким образом, все команды послушания.
Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчиняться ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча приближайтесь и заставляйте ее выполнить команду.
На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируете поведение собаки.
Необходимо то же самое проделать и в квартире.
Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во-первых, доказать, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае недопустимо - то есть вам необходимо скорректировать сложившуюся норму поведения. Во-вторых, вы должны дать понять собаке, что ребенок это "табу". В этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запущенности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений в качестве отрицательного подкрепления используется угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевые воздействия годен Метод 4. (отрицательное подкрепление).
Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление. И снова продолжайте "играть". Если собака ведет себя правильно, обязательно хвалите ее.
По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть "наказуемы". Не оставляйте их без внимания. Как минимум, прикрикните на собаку. На период коррекции поведения желательно, чтобы собака находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро вовремя и легко сможете доказать собаке, что она неправа. Если говорить о Методе 7 (ориентировочном торможении), то, применяя его. будьте осторожны - можно напугать ребенка.
Более щадящий режим коррекции поведения заключается в применении Метода 8 (выработка несовместимого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и туг же прекращаете всяческие взаимодействия при первых признаках агрессивного поведения.
Если ваша собака проявляла агрессию к ребенку, не рискуйте - никогда не оставляйте ребенка и собаку наедине!
Если вы не уверены в собаке, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника (см. Приучение собаки к наморднику). Но надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате. Следите за тем, чтобы у собаки не образовалось причино-следственной связи: ребенок - причина надевания намордника.
Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.

Обучение собаки терпению. Для этого воспользуемся советом Б. Килкоммонса и С. Уилсона (Ребенок и собака. - М.: Аквариум, 1996). При этом мы будем комплексно воздействовать на собаку: включаем привыкание, повышаем порог болевой чувствительности, корректируем норму поведения и одновременно занимаемся переделкой оборонительных и инструментальных агрессивных реакций. Эти же упражнения необходимо проделывать, если собака никогда не встречалась или мало общалась с детьми (неполная социализация).
Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, дети ведут себя несусветно. Прежде всего, они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мнению, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для того, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармливайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом сопровождении. Рано или поздно собака привыкнет.
Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно.
Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за кожу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Сначала это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия.
Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпустите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и снова похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить.
Когда вы после таких занятий будете уверены в собаке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны.
И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким образом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как только ребенок выходит из комнаты.
Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при помощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-настрого запретите собаке пользоваться игрушками детей. Как бы ни была миролюбиво настроена или контролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужинает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаждается костью, в комнате не должно быть ребенка.
Но воздействия на собаку это только половина дела. Если члены вашей семьи, включая детей, будут вести себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрослые члены семьи должны прекратить "наказывать” собаку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отношения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок "мальчик для битья".

Собака агрессивна к пожилым членам семьи
Возможные причины:
• собака обладает высоким иерархическим статусом;
•у собаки выработана инструментальная агрессия;
• переадресованная агрессия;
• сформирована конфликтная норма поведения. Очень часто пожилые члены семьи находятся на нижних ступенях иерархической лестницы, они физически более слабы, чем собака, чтобы противостоять ей. Но есть более незаметная и более существенная причина - их отношение к собаке. Пожилые люди относятся к щенку, а затем и к взрослой собаке, как к внуку или внучке. Отсюда всепрощение, отсутствие требовательности, которые приводят к бессознательному формированию высокого иерархического статуса собаки.
Таким образом вашими задачами при коррекции такого поведения будут:

1) изменение отношения пожилых членов семьи к собаке;

2) повышение их иерархического статуса в семье и по отношению к собаке;

3) вы должны доказать собаке, что и пожилой человек может управлять ее поведением. Если это необходимо, то

4) корректируйте конфликтную норму поведения.
Проведите занятия с пожилыми членами семьи по дрессировке собаки, точно так же, как это рекомендовано для детей (см. Собака агрессивна к юным членам семьи).
Если собака бывает, агрессивна к пожилым членам семьи в ваше отсутствие, изолируйте на это время собаку в клетке (см. Приучение собаки к клетке) или оставляйте ее в наморднике (см. Приучение собаки к наморднику).
Конфликтную норму поведения корректируйте так, как это описано в предыдущих главах, но использовать метод отрицательного подкрепления можно только тогда, когда вы сделали собаку субдоминантом.

Собака излишне агрессивна к посторонним
Агрессивность собак к человеку, как известно, имеет прикладное значение и относится к положительным качествам служебных собак. Однако она должна быть привязана к определенному месту и времени и строго контролироваться вожатым или хозяином. Плохо воспитанная, или не дрессированная собака? или собака специально подготовленная, но находящаяся в руках безответственных, может представлять опасность для окружающих.
Несмотря на то, что агрессию, не связанную с несением какой-либо службы или проявляющуюся без специальной команды, называют спонтанной или не спровоцированной, она имеет свои причины. Первой и, пожалуй, основной из них является скрытая или явная агрессивность владельца собаки, о чем уже упоминалось выше. Владельца агрессивно ведущей себя собаки также можно обвинить в том, что он плохо воспитал и выдрессировал свою собаку. К биологическим причинам, на которых основывается собачья ненависть. можно отнести территориальное поведение, оборонительное поведение (защита себя и защита группы), часто связанное с его провоцированием со стороны жертвы. Агрессивному поведению собак способствует ее инструментализация в результате сознательного или бессознательно поощрения со стороны владельца, недостаточная социализация собаки и обладание собакой высокого иерархического ранга.
Как мы уже говорили, субдоминантные члены стаи должны слушаться лидера. Так что если ваша собака, пусть и обладающая социальной ролью защитника стаи, сама решает, кого и когда атаковать, ваши права лидера ставятся под сомнение. Поэтому, если вас тревожит повышенная агрессивность вашей собаки, оптимизируйте свои иерархические взаимоотношения. И еще раз отдрессируйте свою собаку. Повысив управляемость собаки, вы легко остановите назревающий конфликт.
Если вы хотите иметь собаку, способную реально защитить вас и вашу собственность, а такие собаки обязательно социально опасны, используйте Метод 2 (устранение возможности совершения нежелательного поведения). То есть гуляйте с собакой на поводке и в наморднике. Таким образом, и овцы будут целы, и волки сыты. Перед приходом гостей (загодя!) заприте собаку в другой комнате, в клетке или вольере, в зависимости от ситуации.
Если вас, как и меня утомляет прогулка с "вечно-на-всех-бросающейся-собакой", социализируйте ее. Несмотря на то, что критический период социализации, обеспечивающий спокойное (не трусливое и не агрессивное) отношение к посторонним, приходится на возраст 9-14 недель, можно попробовать это сделать и с более взрослой собакой. Просите знакомых и незнакомых подкармливать вашу собаку, говорить ей ласковости и оглаживать. Для этого вам придется самому носить лакомство и раздавать его в нужных случаях. Если собака может укусить, наденьте на нее намордник. В случае агрессивного поведения в отношении детей это сделать просто необходимо.
Если ваша собака выращивалась изолированно, например вы вырастили ее на приусадебном участке. а потом переехали в город, гуляйте с ней как можно больше в местах большого скопления людей. Например, в парке. Сначала в отдалении, просто гуляя или занимаясь с собакой каким-либо делом, потом все ближе и ближе к людям. При этом соблюдайте технику безопасности: собака должна быть на поводке и в наморднике.
Использовать Метод 7 (ориентировочное торможение) для коррекции агрессивного поведения рекомендуют многие дрессировщики. Для этого вам придется найти нужные вид и силу звука, способные вызвать у вашей собаки, как минимум, удивление. Но ориентировочное торможение эффективно только в самом начале развития конфликта. Не пропустите этого момента, иначе ваши воздействия усилят агрессивную реакцию собаки.
Выработка несовместимого поведения (Метод 8) достаточно эффективный метод и может быть реализован в двух вариантах. По первому из них вы обучаете собаку носить на улице какой-нибудь аппортировочный предмет (игрушку, палочку и т.п.), тем самым, занимая пасть безопасной для окружающих деятельностью. Кстати, это поможет корректировать и многие другие виды нежелательного поведения.
Второй вариант заключается в том, что вы должны сформировать у собаки такое понятие: появление постороннего является синонимом команды подзыва. Для начала вы гуляете с собакой на поводке средней длины, потом переходите на длинный. И как только появляется посторонний, подавайте команду "Ко мне!" и добивайтесь немедленной реакции (!). Очень важно добиваться именно немедленной реакции собаки. После того. Как заставили собаку приблизиться к вам. Поощрите ее. Поощрение должно быть значимым для собаки, таким, чтобы вызвать у нее настоящее удовольствие. Когда собака на поводке будет гарантированно подходить по команде, попробуйте сделать то же самое, но без поводка. На всякий случай, наденьте намордник.
Справиться с нежелательной агрессией иногда помогает Метод 9 (связь поведения с определенным сигналом). Для этого вы со своей собакой идете на дрессировочную площадку и дрессируете ее по какому-либо защитному курсу, естественно, формируя у нее команду, запускающую агрессию и команду, прекращающую ее. При этом следует акцентировать внимание не на запрещающей команде, а на запускающей. И значительно хвалить собаку, когда она правильно ее выполняет. Со временем собака поймет (в прямом смысле этого слова), что приводит ее к положительному результату и будет гораздо спокойнее себя вести. Она будет ждать вашей команды. Не обманывайте надежд собаки, и время от времени наведывайтесь на дрессировочную площадку. Кстати, почти одновременно с подведением поведения под стимульный контроль, т.е. под контроль команды, вы сформируете и зависимость поведения от ситуации, когда запускать агрессивное поведение собаки будет специфическое поведение человека (нападение на вас). Если на дрессировочной площадке акцентировать внимание и на этом - противопоставлять отношение к пассивно ведущему себя фигуранту и нападающему фигуранту - задача облегчится.
Использование Метода 11 (устранение мотивации) заключается в том, что в назревающей конфликтной ситуации или, предваряя ее, вы создаете у собаки противоположную оборонительной потребность. Например, пищевую или игровую. В первом случае вы привлекаете собаку лакомым для нее кормом и подкармливаете собаку до тех пор, пока ситуация не разрешится - прохожий не пройдет мимо. Во втором случае вы предлагаете собаке поиграть в любимую игру или любимой игрушкой. Правда, следует помнить, что "отвлекающая терапия" неэффективна, если агрессивная реакция уже реализуется.
В том случае, когда вам очень мешает агрессивное поведение собаки, кастрируйте ее. Правда, это помогает. Только если собака молода, т.е. если ее агрессивное поведение не стало инструментальным.
И очень многие дрессировщики для коррекции агрессивного поведения собак советуют использовать отрицательное подкрепление (Метод 4). Для этого связывают агрессивное поведение собаки с неприятными или болевыми последствиями при помощи сильного (очень сильного!) рывка поводком, когда на собаке надет строгий ошейник или удавка. Очень эффективны, бывают уроки с использованием электрошокового ошейника, но при участии инструктора по дрессировке. Можно использовать и условное отрицательное подкрепление. В случае проявления агрессивного поведения "рычите" на собаку - ругайте ее. Если ваши ругательные слова некогда были связаны с натуральным отрицательным подкреплением - непосредственным воздействием на собаку, их использование вызовет больший эффект.

Собака агрессивна к другим животным в семье. Более или менее реальная агрессия собак проявляется к другим собакам и кошкам, живущим совместно. Если говорить о собаках, то в случае содержания совместно суки и кобеля дело ограничивается доминированием суки и демонстративной агрессией с ее стороны. Кобель, как правило, быстро признает свое субдоминантное положение и не возражает против него. Проблемы возникают при содержании однополых животных. Считается, что суки более нетерпимы друг к другу, чем кобели.
Наиболее возможными причинами собачьих конфликтов в семье являются иерархическая и конкурентная виды агрессии.
И опять я напоминаю вам: прежде чем заниматься специальными мероприятиями по коррекции поведения, повысьте управляемость вашей собаки (или собак) путем дрессировки и оптимизируйте свои иерархические отношения с ними.
При наличии агрессивных конфликтов многие владельцы и члены семьи встают на сторону "обиженной" собаки. Успокаивают и ласкают ее, "наказывая" в ее присутствии "обидчика". С точки зрения многих зоопсихологов, это не только не помогает, а даже наоборот, учащает количество собачьих драк и усиливает их интенсивность. Почему? Та собака, которую мы считаем инициатором драк и "наказываем" за это, скорее всего, является реальным претендентом на доминантность по отношению к другой собаке. И если бы люди не вмешивались, собаки быстро выяснили бы "кто есть кто", и тогда для разрешения конфликтов достаточно было бы специфической позы, косого взгляда или рычания. Выступая на стороне субдоминанта, по сути дела, люди говорят собаке: "Мы на твоей стороне. Мы с тобой - "дружеская пара" и будем вместе отстаивать твои интересы".
Поэтому прежде чем что-либо предпринять, понаблюдайте за своими собаками. Определите их статус и ведите себя, как подобает лидеру стаи.
Доминирующая собака пользуется "лучшими" игрушками, стаскивает игрушки на свое место и охраняет их, первой проходит в двери, отталкивая другую собаку, первая начинает, есть? более нахально клянчит у стола и занимает наиболее комфортное место отдыха, поближе к лидеру. Доминирующая собака чаще рычит на других собак, она редко или никогда не облизывает брыли другим собакам, хотя другие собаки делают это по отношению к ней постоянно, может быть "ревнивой", когда вы ласкаете других собак. Часто при этом субдоминант не протестует. Доминирующей собаке достаточно принять специфическую позу, особенно так посмотреть, и субдоминант ретируется. Я уже упоминал о полуторагодовалой суке Лабрадора, которую мне пришлось взять из питомника домой. Это была очень уверенная в себе девица, и она быстро подвинула моего четырехлетнего кобеля азиата со второго на третье место иерархической лестницы нашей небольшой стаи. Для этого она не устраивала скандалов. Она как-то особенно вставала перед кобелем, делала вот так головкой, и кобель стушевывался. Она не позволяла ему подходить ко мне, отсекала от места, где стояла ее миска и не позволяла близко подходить к своим игрушкам, хотя он на них и не претендовал. Такая идиллия может длиться довольно долго, пока субдоминанту не придет в голову изменить свой статус.
Кстати, легче предотвратить назревающий конфликт, чем одному разнимать дерущихся собак. Если вы знаете своих собак, то всегда можете заметить, как одна из них делает провокационный шаг. Тут же "зарычите" на зачинщика и разведите собак подальше друг от друга. Если вы услышали рычание собак из другой комнаты и не знаете, кто на этот раз провокатор, отругайте обоих и разгоните их. Если собаки игнорируют вашу реакцию, то как лидер стаи вы имеете право применить силу.
В случае, когда собаки могут драться и в ваше отсутствие, разводите их перед уходом в разные комнаты.
Вместо того чтобы своей защитой давать субдоминанту надежду на повышение иерархического статуса, укрепите роль доминирующей собаки. Уделяйте ей первой внимание, кормите первой, отдайте в ее владение наиболее ценные игрушки. Однако не переусердствуйте. Преувеличение доминирования может сделать собаку более нетерпимой и агрессивной. Доминант доминантом, но лидером стаи считаетесь вы. И вы имеете право регламентировать поведение. И вы должны показать своей собаке, что именно вам не нравится. Не позволяйте доминирующей собаке зарываться. Кроме того, не забывайте и о субдоминантной собаке. Огладили доминанта - похвалите и субдоминанта, дали кусочек доминанту - дайте кусочек и субдоминанту. Если вы будете полностью игнорировать субдоминантную собаку, доминирующая собака решит, что ваш второй пес это половая тряпка.
Если у вас нет времени на длительную поведенческую терапию или ваши собаки непримиримы, вы можете воспользоваться клеткой, установив для собак посменную активность. До обеда одна из собак сидит в клетке, другая общается с членами семьи, после обеда - наоборот.
Если драка случилась? Громко закричите. Схватите одну собаку и отшвырните ее в дальний угол. Громко дайте команду "Место!". Или накиньте на собак покрывало, одеяло, пальто, так, чтобы ослепить их. Облейте водой.
Если ничего не помогает, да и просто нет времени возиться с перевоспитанием, в случае агрессии кобель-кобель может помочь кастрация. Стерилизация сук не снижает их агрессии. А даже как раз наоборот. Стерилизованная сука может стать более агрессивной.
У меня всегда жили одновременно и кошки, и собаки. В худшем случае, они скандалили неделю-две, а затем устанавливали более или менее тесный мир. Причем к последней взрослой кошке (правда, имеющей опыт жизни с немецким овчаром) я взял двухлетнего азиата. Дня три кошка пошипела, а теперь норовит спать на нем.
Если вы заводите одновременно маленького щенка и маленького котенка, есть все основания надеяться на то, что они вырастут прекрасными друзьями и будут "любить" друг друга. Скорее всего, это произойдет в результате специфической формы научения - импринтинга, свойственной детенышам практически всех птиц и животных. Если говорить просто, импринтинг это очень быстрое запоминание всего, с чем детеныш сталкивается впервые. Благодаря импринтингу первое живое существо, встретившееся щенку или котенку, воспринимается ими как родитель или как родной брат
Ярким примером социального импринтинга у щенков служит следующий опыт. После содержания щенков с котятами под кошкой в период с 25-дневного до 16-недельного возраста щенки в тесте "реакция на зеркало", обнаружив собственное отражение, реагировали на него гораздо слабее и непродолжительнее, чем обычные щенки. То есть образ социальных партнеров щенков, выращенных кошкой, уже сформировался и был "кошачьим". Общаясь со щенками своей породы, "кошачьи пасынки" отличались пассивно-оборонительным поведением и сниженным игровым рефлексом.
Почти то же самое происходит, если вы в дом к взрослым животным приносите маленького котенка или щенка - они быстро привязываются к взрослым животным. Взрослому животному труднее привыкнуть к появлению нового члена семьи, но и это возможно. Проблема легче решится, если новый член семьи будет очень маленьким. Во-первых, от детеныша пахнет беспомощностью, а это почти универсальный запах, значительно снижающий агрессию взрослых животных. Во-вторых, юные животные без опыта агрессивного взаимодействия и сами не принимают без толку агрессивных демонстративных поз и не понимают их значение, когда их принимают другие животные. А в-третьих, у взрослых животных возможно проявление материнского инстинкта. Очень часто взрослые животные, переживающие период ложной беременности после охоты, начинают считать появившееся молодое животное собственным ребенком.
Но также часто первой реакцией взрослого животного является трусливое или агрессивное поведение. Трусливое поведение скоро пройдет, а агрессивное поведение более имитационное, чем настоящее. Через пару месяцев кошка с собакой станут большими друзьями, но первую неделю будьте внимательны к своим подопечным - может быть случайное травмирование друг друга. При возможных конфликтных ситуациях будет небесполезным отругать взрослое животное.
Осложнения и непредсказуемая реакция возможны со стороны собак охотничьих пород или собак, которых ранее натравливали на кошек. Лучше не приводить новое животное, если у вас сука со щенками или кошка с котятами.

Собака защищает пищу. С одной стороны, собака права, защищая свою пищу. Защищать пищу это очень естественное поведение, поэтому лучше не мешать собаке во время ее обеда. Тем более что нам тоже не нравится, когда кто-то мешает, есть или норовит стянуть лакомый кусок из-под носа. С другой стороны, собака не подпускает к пище только субдоминантов. Лидеру же, напоминаю, позволено все. Значит, наличие пищевой агрессии является признаком не очень правильных иерархических взаимоотношений. Этот вид агрессии еще неприятен и потому, что в тесной городской квартире как-то трудно обойти стороной жующую собаку. А наличие бестолковых членов семьи, например, маленьких детей, которым законы стаи не писаны, делает эту форму агрессивного поведения просто опасной.
Возможные причины:
• собака обладает высоким иерархическим статусом;
• у собаки выработана инструментальная агрессия.
В любом случае еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел "Коррекция иерархического поведения"),

Чтобы избавиться от инструментальной агрессии. необходимо провести с собакой цикл следующих занятий. Дней пять делайте вот что. Насыпьте, налейте, положите в кастрюльку собачий обед. Идите с кастрюлькой к собачьей миске и положите в нее горсть или половник корма. Подождите, пока собака все съест, и еще положите часть пищи. И делайте так, пока не скормите все. Со временем собака поймет, что ваша близость к ее миске вещь чрезвычайно полезная и даже будет радоваться вашему подходу.
Затем измените ситуацию. Положив очередную порцию корма, сделайте шаг в сторону и снова подойдите ближе, обойдите вокруг собаки, так, чтобы следующую часть пищи положить с другой стороны, попробуйте погладить собаку. Не молчите, говорите собаке что-нибудь приятное.
Когда освоите и это задание, начинайте добавлять пищу. Когда собака еще ест. Повторяйте это упражнение несколько дней. Если собака рычит, можно прикрикнуть на нее, дать команду "Сидеть!" (к этому времени вы уже должны напомнить собаке основные принципы послушания), а можно просто прекратить кормление. И повторить попытку минут через 30.
Но если все нормально, переходите к следующему этапу. Перед очередным добавлением корма подвигайте слегка миску и только после этого положите пищу. Через пару дней, положив „корм, задержите руку рядом с миской. Постепенно увеличивайте время, когда ваша рука находится рядом с миской. Еще через 2-3 дня попробуйте подвигать миску, пока собака ест. Сделайте так: пододвиньте миску и положите туда, например, кусочек сыра.
Еще через неделю делайте то же самое, но более активно. Двигайтесь чаще и свободней.
Когда собака на самом деле будет спокойно и радостно относиться к вашим манипуляциям, пусть это же проделают все остальные члены семьи, но под вашим наблюдением.
Можно сразу начать кормить собаку, взяв миску в руки и сидя на стуле. Если собака отказывается, есть, не настаивайте. Через 1 -2 часа повторите кормление. Рано или поздно собака достаточно проголодается, чтобы есть при таких условиях.
Для иллюстрации использования Метода 4 (отрицательное подкрепление) воспользуемся советом немецкого дрессировщика Ф. Грандерата (Дрессировка и натаска собак за рубежом. - М., 1991). У того места, где кормят собаку, в стене фиксируется крепкое кольцо, через которое пропускается поводок от парфорса (или удавки), надетого на собаку. Этот поводок берет в руки самый физически сильный член семьи и становится в 3-5 шагах от собаки. Другой член семьи подносит собаке миску с небольшой частью корма. Когда собака опустошит миску, ее пытаются взять, чтобы снова наполнить. Если собака проявляет агрессивную реакцию, делают резкий рывок поводком и подтаскивают к стене так, чтобы она не могла укусить человека, берущего миску. В миску подкладывается очередная порция корма, и миска снова ставится перед собакой. И так несколько раз. Повторяйте это упражнение каждую кормежку до тех пор, пока собака не перестанет проявлять агрессивную реакцию на подходящего человека. Когда это произойдет, попробуйте перед тем, как поставить перед собакой миску, посадить ее. Так ей будет спокойней.
Но не торопитесь использовать силовые методы. Иногда они могут вызвать еще более выраженное агрессивное поведение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 
< Пред.   След. >